История какао-порошка «Золотой ярлык»

История происхождения какао хранит в себе множество тайн и насчитывает более трех тысячелетий. Первыми, кто стал использовать какао-бобы для приготовления напитка, были индейские народы Южной Америки и Мексики – майя и ацтеки. Зерна какао они считали священными и почитали их, как «пищу богов». Перемолотые какао-бобы использовались для приготовления терпкого пряного напитка, который по вкусу отличался от известного нам какао. Он был доступен только избранным и использовался для проведения религиозных обрядов и ритуалов.

В 1519 году испанские конкистадоры завоевали Мексику и покорили ацтеков. В сокровищницах последнего вождя ацтеков Монтесумы II испанцы обнаружили «коричневое золото», собранное правителем в качестве налогов. Однако, первым, кто действительно оценил по достоинству зерна какао, был Христофор Колумб. Во время своего последнего путешествия к берегам Нового Света мореплаватель получил семена неизвестного растения и привез их в Европу. Но вкус какао сначала не был оценен по достоинству. Только Эрнан Кортес, предводитель конкистадоров, после возвращения в Испанию поведал королю Карлу I о «божественном напитке, который снимает усталость». Испанский двор вскоре принял этот напиток, особенно после открытия сахара, значительно улучшавшего вкус какао.

Стремительное распространение какао в Европе произошло в семнадцатом веке, когда король Франции Луи XIII женился на Анне Австрийской, дочери испанского короля Филиппа III. Анна привезла с собой во Францию секрет какао. Французский двор, как и испанский, быстро начал привыкать к новому вкусу, а использование какао-бобов имело развитие. Знаковым событием в истории какао-порошка стала свадьба испанской принцессы Марии Терезы и французского короля Луи XIV в 1660 году. Эта женитьба способствовала дальнейшей популяризации шоколадного напитка особенно в Париже. То, что раньше было привилегией испанского двора, теперь стало доступно всем, у кого был достаток.

Вскоре какао-напиток получил распространение и в Англии, где знатные люди могли приобрести его в виде напитка или порошка. В середине семнадцатого века в Англии начали открываться питейные дома и уже через несколько лет в них стали предлагать какао-напиток. К концу века такие места стали очень популярными. Там собиралась аристократия, чтобы обсудить дела или просто поделиться последними слухами. Вскоре правительство ввело налог на какао, что привело к закрытию многих из заведений. Оставшиеся приобрели роль частных клубов, где бывшие клиенты питейных домов по-прежнему желали наслаждаться «божественным напитком».

Вторая половина восемнадцатого века ознаменовалась началом производства шоколада и какао-порошка по всей Европе. До этого какао бобы мололись вручную либо в питейных домах, либо в магазинах по продаже чая и кофе или даже в аптеках, где шоколад готовился в медицинских целях. Шоколад и какао широко использовались как тонизирующее средство и средство для укрепления памяти.

В России использование зерен и порошка какао вплоть до конца XIX века было очень ограниченным. Но хорошо известен факт, что фабрика товарищества «Эйнем», основанная Фердинандом Теодором фон Эйнемом, в 1908 году выпустила десертный шоколад «Золотой ярлык». О выпуске нового шоколада объявили в московских газетах.

Обращает на себя внимание изысканность первой упаковки шоколада «Золотой ярлык». На глубоком темно-фиолетовом фоне, переливающемся в бордовый, светилась эмблема «Золотой ярлык». Изысканный орнамент золотого оттенка украшал упаковку по бокам. К сожалению, сведения об имени автора первого дизайна не дошли до наших дней. Но хорошо известен художник-оформитель более поздних упаковок «Золотого ярлыка». Они были выполнены Михаилом Ефимовичем Губониным из села Болшево Мытищинской волости Московской губернии. В 1961-1967 гг. он работал художником на фабрике «Красный Октябрь» и стал автором известных этикеток – «Вишня в шоколаде», «Красная шапочка», «Садко» и других.

Одновременно с шоколадом «Золотой ярлык» в России появляется «Серебряный Ярлык». Цвета на упаковке не менее оригинальны: фиолетовый фон и серебряный орнаментальный пояс. Обе обертки отличались особой презентабельностью оформления. Это позволило «Золотому ярлыку» иметь успех в России даже у самых требовательных покупателей. Сочетание изящной упаковки и качественного какао-порошка легло в основу бренда «Золотой ярлык».

В России долгое время «Золотой ярлык» являлся напитком аристократии и творческих людей. Так у поэтессы Ирины Одоевцевой можно встретить воспоминание о Мандельштаме: «...Он рассказывает, как ему в одно весеннее утро до смерти захотелось гоголь-моголя. Он пошел на рынок и купил у торговки яйцо. Но по дороге продавали шоколад «Золотой ярлык», любимый шоколад Мандельштама. Увидев шоколад, Мандельштам забыл про гоголь-моголь, ему «до зареза» захотелось шоколаду».

В 20-е годы в прейскуранте «Моссельпрома» появляется запись о какао «Золотой ярлык». В то время какао продавали в коробках и банках темно фиолетового цвета с орнаментальным золотым поясом. Выпуск какао производился в довольно больших объемах. В календаре товарищества «Эйнем» были опубликованы слова: «Какао Эйнем бесподобен». Для привлечения внимания широкой публики изготовлялись рекламные листовки на различные тематики в виде хорошо запоминающихся художественных открыток. Какао-порошок, как и в Европе, преподносился также с точки зрения медицинской пользы. В рекламе о какао писали следующее: «Благодаря тщательному и усовершенствованному способу приготовления славится какао. Самый здоровый, укрепляющий, питательный напиток, «Шоколад «Золотой ярлык» приготовляется из высших сортов какао».

Сегодня «Золотой ярлык» остается классическим брендом. Его изысканный, ароматный и натуральный вкус по сей день признается любителями и отвечает самым высоким кулинарным требованиям гурманов.